Город Казань интересен своими архитектурными памятниками. Здесь можно встретить как православные постройки с элементами мусульманского орнамента, так и чисто русские или татарские строения.

Пожалуй, главной достопримечательностью Казани является Кремль.

Казанский Кремль – средневековая крепость. Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века), церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века), мечеть Кул-Шариф (конец XX - начало XXI вв.).

Строительство Кремля началось в 1556 году. С южной стороны кремлевских стен были воздвигнуты башни: Юго-западная, Спасская, Юго-восточная. Внутри Кремля расположился Благовещенский собор и другие церкви. Также были построены двор воеводы, дворец архиепископа, здания Спасского монастыря, Преображенская башня, Тайницкая башня.

Знаменитая, являющаяся дозорно-сторожевой постройкой ханского периода, башня Сююмбике была построена в конце 17-го века, она входит в число падающих сооружений мира. Выше Пизанской на два метра, она сразу же после строительства начала крениться на восток, потому что восточная ее часть, построенная на старом фундаменте, оказалась намного устойчивее.

Если бы не реставрационные работы, проведенные в начале 1990-х годов, она бы так и продолжала падать.

Башня Сююмбике - признанный архитектурный символ Казани, она широко известна далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей Родины.

Без нее невозможно представить город Казань, - так же как Париж без Эйфелевой башни, Лондон без Тауэра или Каир - без пирамид. Ничто в богатой панораме Казани не привлекает такого внимания, как ее изящный стройный силуэт. Это эффектное сооружение находится на самом видном месте кремлевского холма, - древнего сакрального центра старой части Казани.

Благовещенский собор в казанском кремле входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Он остается самым древним сооружением в кремлевском ансамбле. Собор относят к псковской школе русского зодчества.

С Благовещенским собором связана деятельность святителей Казанских, он является также местом погребения их праха.

В западной части кремлевского комплекса находится главная мечеть Казани, Татарстана и татарской диаспоры – мечеть Кул Шариф.

Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. После взятия Казани Иваном Грозным мечеть была разрушена. От диковинной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не осталось камня на камне. Но в памяти народа жил легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа. Прошло несколько столетий.

Воссоздание мечети Кул Шариф началось в 1996 году.

Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее.

Храм Нерукотворного Образа Спасителя. Это сооружение имеет еще и второе название - Памятник русским воинам, и связано оно с таким историческим событием, как взятие Казани (1552).

Историки предполагают, что здесь захоронено несколько тысяч человек, и это при том, что во время сражений погибло более 50-ти тысяч воинов. Имена погибших записаны в Синодике Зилантова монастыря.

Раньше здесь стояла часовня на высоком холме, образовавшемся после захоронения. В 1811 году Амвросий Сретенский, настоятель Зилантова монастыря, предложил Александру I на этом месте возвести иной памятник. Спустя два года император одобрил проект.

Памятник представляет из себя двадцатиметровую усеченную пирамиду, с четырех сторон которой находятся входы в здание. Под храмом располагался склеп, в котором покоились останки погибших. Однако в ходе реконструкции стало известно, что основная их часть находится внутри холма, занимая многометровое пространство в глубину.

Зилантов мужской монастырь расположился на одноименной горе. Раньше он размещался около братской могилы русских воинов, но из-за того, что это место часто страдает от наводнений, его перенесли. Название монастыря, построенного в 1552 году, происходит от имени дракона, якобы обитавшего на горе. Кстати, именно огнедышащий Зелант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль обители сложился еще в XVII веке.

Мечети Казани

Сегодня в любом районе Республики Татарстан можно полюбоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. В них отражена история народа, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни.

Мечеть Марджани. Построена в 1766-1770 годы по личному разрешению императрицы Екатерины Второй. Здание построено в традициях татарской средневековой архитектуры и стилевых формах провинциального барокко. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор "петербургского" барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства.

Апанаевская мечеть. Другое название - "Байская". Построена в 1767-1771 годах. В ее облике видны традиции татарского зодчества с использованием элементов русского ("московского") барокко и татарского декоративного искусства. Свое название получила от имени купцов Апанаевых, содержавших ее. В начале 30-х годов 20-го века была закрыта, в советское время своды залов были разрушены, и только в 1995 году здание было передано верующим.

Азимовская мечеть. Построена в формах эклектики национально-романтического направления в 1887-1890 годах на месте старой деревянной мечети. В декоративном убранстве использованы мотивы архитектуры мусульманского востока. С 1930 по 1992 годы не использовалась по назначению, в 1990-1992 годах была реконструирована и отреставрирована, в настоящее время используется мусульманской общиной. Является одной из лучших по архитектуре мечетей Казани.

Бурнаевская мечеть. Памятник татарской культовой архитектуры в стиле эклектики с сочетанием мотивов местной, русской и восточно-мусульманской архитектуры. В 1799 г. купец Салих Мустафин построил деревянную мечеть, которая служила храмом для шакирдов самого крупного тогда в городе Апанаевского медресе. В 1831 г., когда С. Мустафин умер, эта мечеть перешла мусульманам, проживавшим неподалеку от нее.

Бессменным попечителем махалли на протяжении почти полувека был почетный потомственный гражданин, купец первой гильдии Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев (1826-1898). В 1872 году, когда старая деревянная мечеть сгорела, М.С. Бурнаев на ее месте выстроил новое кирпичное здание, а в 1895 году он же возвел над этим зданием кирпичный минарет. В конце 30-х годов 20-го века мечеть была закрыта. Возвращена общине верующих в 1994 году.

Галеевская мечеть. Построена в 1798 -1801 годах. В 1882-1917 годах имам-хатибом мечети был выдающийся богослов, педагог-реформатор, общественный и религиозный деятель, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди, 1857-1921). Закрытие мечети произошло в 1931 году. С 1997 года используется по назначению.

Это одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохранившая стилевые особенности архитектуры классицизма.

Мечеть Булгар. Это уже современное мусульманское культовое сооружение в формах рационалистической архитектуры с раздельными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин. Построено в начале 90-х.